Инcтитут Археологии и Этнографии

Современная Сельская Семья Азербайджанцев.
Резюме.
Семья-ячейка общества, выполняющая как биологические, так и социальные и просто бытовые функции. Являясь важным фактором сохранения и передачи культурных традиций, семья обеспечивает преемствовать духовной культуры. Как ячейка воспроизводства населения, семья играет также важную роль в демографическом развитии общества. Семья и семейные отношения народов мира является объектом изучения многих общественных наук. Современные семейные и бытовые отношения азербайджанцев-одна из актуальных проблем этнографической науки. Диссертация посвящена этнографическому анализу современной азербайджанской сельской семьи, где главное внимание уделяется особенностям семейного быта. Работа написана главным образом на базе обширного полевого этнографического материала, собранного на территории Азербайджана. Хронологические рамки диссертации составляют 20-90-ые годы нашего столетия. В работе характеризуется особенности развития демократизации семья на протяжении 70ти лет, охватывающие как советский, так и послесоветский периоды, рассматривающий типологические характеристики семьи, ее половозрастной и социальный состав. Новый материал, показывает функцию семьи, ее воспроизводства, хозяйственную жизнь, воспитание детей и систему родства. В диссертации затрагиваются также проблемы как функция, формы и поколенный состав семей. Особое внимание уделяется системе родства и ее трансформации за последнее время. Как известно, экономическая жизнь семьи тесно связана с производством материальных ценностей общества. Об этом также свидетельствуют брачные отношения азербайджанцев. Как и другие сферы жизни, они имеют много общего с браком и семьей у других народов Кавказа. Вместе с тем, исследования показывают, что в каждый историко-этнографической зоне Азербайджана наблюдается локальные зоны. За 20-ые годы нашего столетия структура, состав и формы азербайджанской сельской семьи под влиянием главным образом социального, экономического и политического факторов в значительной степени трансформаций. Изменения произошли и в численности семей в сторону. Об увеличении, свидетельствуют данные переписи населения; в 1925 г. эта цифра составляла 342789, а 1939-662051, в 1959-770936, в 1970-956649, в 1979-1102712. Следует отметить, что в прошлом веке число крестьянских хозяйств и семей часто не совпадали. Такие процессы наблюдались и в первые десятилетия нынешнего века. По данным официальной последней переписи населения 1989 г. численность семей в Азербайджане была 1381409 т., из которых 784429 составляла городских, 596980-сельских семей. Средний размер семьи составлял 4,8 чел. В том числе в сельских местностях-5,2 чел., а в городах-4,5 чел. Возрастание роли семейного хозяйства способствовали интенсивному формированию самостоятельных семей. В настоящее время число нуклеарных и малых моногамных семей значительно увеличилось. Частично это связано с индивидуальным домостроительством. Отсюда и не точности в численном составе, особенно в 20-х годах. Этническая специфика в семейно-бытовых отношениях проявляет себя во взаимоотношениях членов семьи, нормах этики, уважительном отношении детей к родителям, старшему поколению. Для Азербайджана в настоящее время характерна малая моногамная форма семьи, которая в городах составляет 58,7%, а сельской местности –65%. Существует обычай минорат, совместная жизнь младшего сына в родительском доме. Разделенные дети поддерживают тесные связи с родителями. Особое внимание уделено проблемам распределения труда между членами семьи, а также общественному положению женщин. В работе затрагиваются проблемы семьи в связи с Карабахскими событиями. В результате военных действий, тысячи азербайджанских семей выселены из родных мест, дома разрушены, семьи находятся в тяжелом экономическом положении. Это обстоятельство также негативно сказывается на сферах семейной жизни, особенно на воспитании и образовании подрастающего поколения. В диссертации подчеркивается, что за годы советской власти нанесен серьезный ущерб семейным традициям Азербайджана. Традиционные семейные обряды искусственно заменялись трудными для населения советскими гражданскими обрядами. Так, компания по борьбе с вредными пережитками прошлого давали о себе знать, что уже в 20-х годах, когда огульно отрицалась многовековая традиция семейной культуры. Общепринятые в свадебный обряд заменялся “новым гражданским ритуалом”, вместо пережившей века традиционной обрядности. Естественно, что советским партийным и государственным органам не удалось искоренить вековые традиции, обычаи и обряды Азербайджана. Этнографические изучения показывают, что многие обряды и обычаи почти без изменения дошли до наших времен. Доля межнациональных браков и национально-смешанных семей определяется главным образом степенью этнической близости народов Азербайджана, миграционными процессами, степенью урбанизации региона и другими факторами. С приобретением независимости Азербайджана, здесь наблюдаются значительные изменения и в сфере брака и семьи, происходит возврат к историческим корням народной культуры, возрождается традиционный семейный быт Азербайджана.
Сайт управляется системой uCoz